Биография A-ha.

 

Никого из нас не удивляет харизма, которой наделена группа А-HA - возможно, наиболее уникальное и, не побоимся этого слова, гениальное явление в современной музыке. Норвегия, откуда родом все участники группы, уникальна. Страна на краю света. Валгалла, эпос, в котором зло побеждает добро, сказочный и завораживающий язык викингов. Такая уникальная страна никак не могла выдать миру банальный ширпотреб!

Те, кому сейчас около 30 (плюс--минус 3-4 года) впервые познакомились с группой, когда в их жизни происходили важные перемены - заканчивалась школа и начиналась новая, настоящая жизнь. И именно настоящая, откровенная, искренняя, неординарная, энергичная музыка А-HA сопровождает в памяти воспоминания об этой, уже почти скрывшейся за дымкой памяти, но незабываемой жизни.

В составе трио А-HA - вокалист Мортен Харкет (Morten Harket, родился 14.09.1959, с 1989 по 1998 был женат на Камилле Мальмквист, имеет двух сыновей - Jacob (1989), Jonathan (1990) - и двух дочерей - Tomine (1993), Henny (2003, с Анне-Метте Ундлин)), гитарист и автор большинства песен Пол Воктор (Paul Waaktaar, родился 6.09.1961, женат на Лорен Савой, имют сына Огги (1999)) и клавишник Магне “Магс” Фурухолмен (родился 01.11.1962, женат на Хайди Редьорд, в их семье двое сыновей - Томас Винсент (1990) и Филипп Август (1993)).

А-HA появились в 1982 году, когда гитарист Пол Воктор и клавишник Магне Фурухолмен, некоторое время являющиеся участниками группы Bridges, пригласили вокалиста блюзовой группы Soldier Blue Мортена Харкета участвовать в совместном проекте и втроем отправились в Лондон на поиски успеха. Прошло два года, прежде чем в 1984 году был подписан контракт с Warner Brothers. A-HA выпустили “Take On Me”, но сингл продавался плохо, и компания решила его перезаписать. В 1985 увидела свет новая, третья версия “Take On Me”. В то же время появилось и видео (режиссер Steve Barron) с анимацией, выполненной Michael Patterson. “Take On Me” стал №1 в США и №2 в Великобритании. В том же году вышел дебютный альбом  A-HA “Hunting High And Low”. Несмотря на не слишком высокую оценку критиков, окрестивших группу “кумирами подростков”, альбом разошелся тиражом более 7 миллионов! В 1986 был выпущен сингл “The Sun Always Shines On TV”, который также достиг вершины британских чартов. Продюсеры делали на A-HA большие ставки, и их надежды оправдались. На запись “Hunting High And Low” были затрачены большие средства, альбом получился очень качественным, но одновременно коммерческим. Как признались сами A-HA, во время прослушивания окончательного варианта альбома они просто не узнали свои песни, настолько те были переделаны продюсерами. Но, несмотря ни на что, дебют A-HA был очень удачным, и у ребят быстро появились преданные поклонники. На первом альбоме музыкантов стоит отметить такие замечательные песни, как “Hunting High And Low”, “Take On Me”, “The Sun Always Shines On TV”, которые были выпущенны синглами. На тот момент A-HA воспринимали как молодёжную поп-группу, и мало кто верил в их долгое существование на мировой сцене. Однако в 1986 году А-HA были номинированы на премию MTV и получили награду за видео “Take On Me”, а также были номинированы на Grammy Award как “Best New Artist”, но проиграли Whitney Houston. В том же году группа отправилась в своё первое мировое турне.

В 1986 году вышел второй альбом A-HA - “Scoundrel Days”.  Альбом кардинально отличается от предыдущего, на нём видна вся индивидуальность A-HA. Тексты песен стали жёстче и серьёзнее, музыка тяжелее. В первую очередь, стоит отметить такие песни, как “Scoundrel Days”, “Swing Of Things”, “I’ve Been Losing You”, “October”, “Manhattan Skyline”, отличающиеся невероятной силой и страстью. Несмотря на такую резкую перемену в стиле музыки, “Scoundrel Days” был достаточно успешен в коммерческом плане. Благодаря этому альбому, возраст слушателей A-HA повысился, и на них перестали смотреть, как на обычную поп-группу, им стали пророчить долгое будущее в шоу-бизнесе. 1987 год отмечен в творчестве А-HA в основном тем, что Пол Воктор написал тему к фильму о Джеймсе Бонде - "The Living Daylights". Также группа выступала в Великобритании, Норвегии, Японии и Франции.

В 1988 году выпущен "Stay On These Roads", их третий альбом, включивший нашумевшую "The Living Daylights". Пять из десяти песен альбома попали в Тop 20. Альбом получился очень необычным и разным, “You Are The One” и “Touchy!” являются полной противоположностью таким мощным работам, как “Out Of Blue Comes Green”, “This Alone Is Love”, “The Blood That Moves The Body”. После выхода “Stay On These Roads” A-HA понесли некоторые убытки и лишились некоторых поклонников, не готовых к восприятию серьёзной музыки. В том же году А-HA отправились в первый тур по Южной Америке.

В 1989 году Мортен Харкет женился на Камилле Мальмквист (Camilla Malmquist) и снялся в норвежском фильме “Kamilla And The Thief” (“Камилла и вор”).

В 1990 году вышел четвертый альбом A-HA “East Of The Sun, West Of The Moon”. Критики признали его лучшим альбомом группы. Однако с коммерческой точки зрения он был менее удачным, чем предыдущие работы музыкантов. Но разве может повлиять уровень продаж на мнение преданных поклонников! А-HA полностью поменяли стиль, теперь в их песнях не слышно даже намёка на молодёжную поп-музыку. Всё больше становится заметным влияние Doors. Этим альбомом A-HA доказали, что никогда не были простой поп-группой. На “East Of The Sun, West Of The Moon” стоит отметить такие мощные песни, как “Slender Frame”, “East Of The Sun” и “Sycamore Leaves”.

В 1991 группа выпускает сборник лучших песен - “Headlines And Deadlines”, который включает 16 треков, киноверсию “The Living Daylights” и новую песню “Move To Memphis”.

В том же году Пол женился на Лорен Савой (Lauren Savoy).

В 1992 А-HA дали множество концертов по всему миру. Из-за огоромной популярности группа отправилась в тур по Европе, Японии, Южной Африке, Южной Америке. В Рио группой был поставлен новый рекорд посещаемости концерта одного исполнителя. А-HA занесены в книгу рекордов Гиннеса, как группа, концерт которой собрал наибольшую аудиторию - 194 000 человек (Бразилия, стадион Маракана, 1991 год). Предыдущий рекорд - 191 000 человек - принадлежал Полу Маккартни.

В том же году Магне женился на Хайди Редьорд (Heidi Rydjord).

Пятый альбом “Memorial Beach” вышел в 1993 году. До сих пор этот альбом считается лучшей работой группы. Теперь музыканты перешли исключительно на рок. Альбом поражает своей мрачной и почти безвыходной атмосферой. На общем фоне резко выделяются такие песни, как “Cold As Stone”, “Locust”, “Lamb To The Slaughter”, “Move To Memphis”. Многие критики стали говорить о влиянии на A-HA творчества U2, а MTV сочло клипы “Dark Is The Night” и “Angel In The Snow” “слишком беспокоящими зрителей телеканала” и отказалось пускать их в эфир более чем пару раз. В том же году английский журнал “Q” назвал Пола Воктора одним из лучших авторов песен современности.  

Голосовой диапазон Мортена Харкета в 5 (!!!) октав оказался востребованным помимо работы в группе. В том же 1993 году вышел его сольный проект, названный “Poetenes Evangelium”. Мортен также записал песню “Can't Take My Eyes Of You” для саундтрека к комедии “Яйцеголовые” (“Coneheads”).

В 1994 А-HA участвовали в конкурсе на главную музыкальную тему Олимпийских игр в Лиллехаммере (Норвегия). Они заняли первое место, поэтому их песня “Shapes That Go Together” стала главной темой пар-олимпийских игр.

После концертов 1994 года в Петербурге и Южной Африке группа приняла решение разойтись на некоторое время. Что послужило главной причиной - неизвестно. Возможно, это были разные взгляды Воктора и Харкета на музыку вообще и на музыку А-HA в частности. А может быть, это было чрезмерное внимание прессы к тому, что музыкантам казалось не имеющим никакого отношения к музыке - к их личной жизни. “А-HA были тогда чем-то вроде закрытого клуба, основанного на успехе. Это было похоже на жизнь в коконе”, - вспоминал Магне в одном из интервью. Что бы там ни было, но факт остается фактом - группа исчезла из поля зрения публики на 7 лет. Однако участники группы отнюдь не канули в Лету. Магне писал картины и ваял скульптуры, которые выставлял в самых престижных музеях по всей Норвегии. Он также создал инструментальный альбом к норвежскому фильму “Десять ножей в сердце” (“Ti Kniver I Hjertet”) в соавторстве со своим другом Кьетилем Беркестрандом (Kjetil Berkestrand).

В 1995 очередной сольный альбом Мортена Харкета “Wild Seed” занял первое место в чарте Норвегии и продержался в нем 12 недель. Альбом разошелся только в Норвегии тиражом 200,000 копий.

В том же году Пол и его жена Лорен организовали свою группу Savoy, а Магне выпустил альбом “Kutt”. Savoy выпустили дебютный альбом “Mary Is Coming” в 1996 с Warner Brothers, а Мортен тем временем работал с BMG/Arista.

В то же время Мортен выпустил “Heaven's Not For Saints” и позднее альбом “Vogts Villa”. Критики посоветовали ему петь на английском, а не на норвежском.

В конце 1997 Savoy выпустили второй альбом “Lackluster Me”. Магне выпустил второй диск с участием Кьетиля, “Hotel Oslo”, который был написан в качестве музыки к Скандинавскому TV-шоу с таким же названием. На этот раз в качестве вокалиста выступил один из самых самобытных и уважаемых вокалистов Скандинавии - швед Фредди Уодлинг. Альбом получился неожиданным и даже шокирующим. В Норвегии он был отмечен “Золотым Эдвардом” за лучшую музыку к другому художественному произведению.

А в декабре 1998 года, когда уже было объявлено о воссоединении А-HA, Магне, Кьетиль и Фредди шокировали поклонников новым саундтреком - альбомом под названием “Hermetic”, получившим номинацию на норвежский аналог Гремми в области... нетрадиционной музыки. За годы перерыва в деятельности А-ha Магне Фурухольмен получил международное признание как художник-экспрессионист, скульптор. Любопытно, но во многих уголках планеты он прославился прежде всего как художник. Кроме того, Магне также известен и своим сотрудничеством с театром, участием в постановке современного балета, где он выступал как дизайнер костюмов и сценического оформления.

Мортен фигурирует в норвежском альбоме “Kvirre Virre Vitt” с песней “Krakevise” (Crow Song), поскольку его признали одним из 14 известнейших норвежских исполнителей песен. Этот диск был выпущен к 50-летию норвежского радио-шоу “Barnetimen”.

11 декабря 1998 года на концерте, приуроченном к вручению Нобелевской премии мира, который прошел в Осло, впервые за 4 года А-HA выступили вместе. Они сыграли “Summer Moved On” и “The Sun Always Shines On TV”. Реакция зрителей была настолько восторженной, что Магне, Мортен и Пол решили снова попробовать записать альбом вместе.

В июле 1999 они подписали контракт с WEA в Гамбурге, Германия. В мае 2000 вышел в свет альбом “Minor Earth/Major Sky”, и только за первую неделю продаж разошелся тиражом около 200 000 экземпляров и поднялся на третье место в общеевропейском чарте. Альбом отличается своей мягкостью и мелодичностью. Особенно стоит обратить внимание на такоие песни, как “Summer Moved On”, “Velvet” (кавер-версию на песню Savoy), “Little Black Heart”, “Thought That It Was You”, “You’ll Never Get Over Me”. Благодаря “Minor Earth/Major Sky”, A-HA не только вернули себе старых фанатов, но и обзавелись новыми поклонниками, не заставших их ранних работ. Безусловно, возвращение A-HA было очень громким и удачным, но, несмотря на такое успешное возрождение группы, Пол не прекратил работу с Savoy - третий, и, несомненно, самый удачный на сегодняшний день альбом Savoy вышел в Норвегии в августе 1999 года. “Mountains Of Time” имел большой успех и получил весьма высокие оценки критиков. 17 августа 2000 года группе А-HA был вручен платиновый диск за “Minor Earth/Major Sky”, тираж которого всего за три месяца превысил тираж “Memorial Beach” и составил 1 000 000 экземпляров. А в сентябре на церемонии вручения Comet Awards в Германии команда победила в номинации “Возвращение года”. На церемонии музыканты исполнили свой хит “Summer Moved On”, чем вызвали большой ажиотаж у публики. Эта же песня стала победителем в категории “Хит года” на родине группы, на церемонии вручения “Hit Awards”, где была номинирована сразу в нескольких категориях.

В 2000 году группа снова отправляется в турне в поддержку альбома. По окончании тура участники группы приступают к работе над новым альбомом. Впервые Мортен и Магне вместе пишут тексты к новым композициям.

 В то же время вышел новый альбом Savoy “Reasons to stay indoors”. Альбом имел большой успех и получил несколько музыкальных премий.

Весной 2002 года вышел альбом “Lifelines” и принёс A-HA очередную волну новых поклонников. Альбом получился очень мягким и спокойным, немного напоминающим “Minor Earth/Major Sky”. Особенно стоит обратить внимание на такие песни, как “Lifelines”, “Time & Again”, “White Canvas”, “Dragonfly”. После выхода “Lifelines” A-HA успешно провели тур в поддержку альбома.

Осенью 2002 года A-HA выпустили альбом “Lifelines Bonus Edition”, включающий в себя редкие версии песен и ремиксы.

24 марта 2003 года музыканты выпустили первый концертный альбом “How Can I Sleep With Your Voice In My Head”, записанный во время тура в поддержку альбома “Lifelines”.

Осенью 2003 года A-HA провели специальный тур по России, посетив несколько городов России и Украины, а также дали концерт в Норвегии.

Итак, на этом история A-HA на данный момент заканчивается. Продолжится ли она? Будут ли ещё новые песни, альбомы? Будут ли триумфальные концерты, переполненные концертные залы и кричащие от восторга стадионы? Будут ли поклонники слышать и видеть живые выступления своих кумиров, будут ли толпы подпевать, хлопать и кричать во время концертов, столь коротких минут счастья, когда сами A-HA будут стоять на сцене и дарить поклонникам мгновения своей своей жизни? Да и будут ли вообще A-HA? Да, их музыка останется с нами навсегда, её будут слушать ещё многие поколения. У A-HA было шикарное прошлое, но есть ли у них будущее? Что ждёт их поклонников, как старых, так и новых? Воспоминания о былых заслугах или гордость за будущие достижения? Кто-то скажет, что Мортен, Пол и Магне займутся сольными проектами и никуда не уйдут от своих поклонников. Но как же они не могут понять, что поклонники любят их, в превую очередь, именно вместе, именно в A-HA, и что сольные проекты не дотягивают до того, что они делают вместе. Итак, сейчас A-HA находятся в той же ситуации, что и в 1993 году. Они вновь стоят на перекрёстке двух дорог, выбирая направление дальнейшего пути - продолжить совместную работу в A-HA или заняться сольными проектами. И, к сожалению большинства поклонников, предпочтение музыканты отдают второму, а жаль… Однажды нам уже пришлось испытать чувство потери кумиров, но мы верили и ждали… и дождались. Что будет теперь? Неужели нам придётся перенести подобное испытание ещё раз? Ещё семь лет тишины? Или больше? Или эта тишина наступит навсегда? В данной ситуации мы бессильны, остаётся только ждать и надеяться на лучшее. Всё-таки у A-HA есть преданные поклонники, и они будут ждать до последнего, бесконечно. A-HA слишком прекрасны и неповторимы, и вторых таких никогда не было, нет и не будет. Итак, остаётся только надеяться. Да, надежда умирает последней, но всё-таки умирает. Но в нашем случае надежда будет жить вечно…

Биография
Lifeline
&
Norman
Используются технологии uCoz